?

Log in

No account? Create an account

Сергей

"Мир полон ошибок и лживых слухов; жизнь слишком коротка, чтобы опровергать их все" Питер Акройд

Previous Entry Share Next Entry
Китай vs США: надводный флот.
граф
habanerra
Оригинал взят у oldadmiral в 135. Красный дракон
typ052.jpg
"Харбин". Какое то время эта картинка украшала мой рабочий стол.

Предыдущий пост, впрочем, не означает, что в год столетия русской революции нельзя писать ни о чем, кроме нее и вещах с ней связанных. Я думаю, что у тех, кто паче всяческого чаяния посмотрел цикл передач об американском флоте на канале у zadumov, где я выступал в роли "ыксперда" может сложиться не совсем правильное впечатление о китайском флоте. Мы обозначили тезис, что китайский флот не может рассматриваться как значимый фактор на фоне американского не только самостоятельно, но даже и в кампании всех остальных флотов мира вместе взятых. Тезис этот, безусловно, верен. Но, во-первых, верен он применительно ко всему мировому океану, а не к водам, омывающим собственно китайскую территорию. И во-вторых, такова ситуация в статике. Если же посмотреть на динамику развития, то мы увидим несколько иную картину. Предлагаю этим сейчас и заняться.

Американское военное кораблестроение прочно удерживало пальму первенства в мире со времен Второй мировой войны. Это случилось бы и раньше, но сначала Вашингтонское, а затем и Лондонское соглашения по ограничению военно-морских сил сдержали американцев на несколько десятков лет. Я не буду пересказывать здесь содержание упомянутых мной передач, напомню лишь, что символом доминирования Америки в области надводных сил в течении последних десятилетий стала система "Иджис" и оснащенные ей корабли. Сначала это были крейсера класса "Тикондерога". 27 боевых единиц вступили в строй в 1983-94 гг. Затем наступила эра "Арли Бёрка". Первый из этих эсминцев вступил в строй в 1991 году, а начиная с 1994-го американский флот стал ежегодно получать по 3-6 кораблей такого класса.

lawrc.jpg
ЭМ "Уильям Лоуренс" класса "Арли Бёрк". Два таких корабля нанесли удар по Сирии в ночь на 7 апреля.

В 2000-е темп их строительства упал и составлял 1-4 корабля в год. Последний вступил в строй в 2012-м. Дальнейший прогресс надводных сил общего назначения был связан с эсминцами класса "Замволт". По изначальным планам первый такой корабль должен был вступить в строй в 2008-м, а стартовая серия состоять из 10 единиц.

Однако на пути осуществления этого проекта возник ряд непредвиденных трудностей. То ли сложность его оказалась так высока, толи Америка нынче уже не та, но на сегодняшний день в строй вступил лишь одни корабль нового класса. В 2016 году, с задержкой на 8 лет. В виду трудностей интеграции старых видов оружия с передовой БИУС нового поколения он может фактически применять лишь "Томагавки" и зенитные ракеты средней дальности "Си Спэрроу". Огромный же спектр весьма совершенных зенитных ракет большой дальности, собственно и составлявших фишку проектов "Тикондерога" и "Арли Бёрк", он на сегодняшний день использовать не в состоянии. Стоимость "Замволта" оказалась запредельной - порядка $6 млрд. Вчетверо больше, чем у "Арли Бёрка"! Какие же преимущества получает Пентагон за такие деньги, кроме урезанной функциональности, причем в наиболее важном секторе - ПВО? Это сниженная заметность. "Бёрки" тоже имели элементы технологии "стелт". Но, безусловно, "Замволт" будет обнаружить труднее. Только вот насколько это актуально, для примера при выполнении наиболее типичной задачи американских боевых надводных кораблей - эскортировании своих авианосцев или амфибийных сил? Ясно, что какими бы скрытными не были новые эсминцы, громадные, угловатые авианосцы и УДК будут легко обнаружены противником. И именно по ним будет направлен главный его удар. Таким образом скрытность тут никак не "зароляет", а значение будет иметь лишь возможность отразить этот удар своей мощной ПВО. А здесь "Замволты" пока "Бёркам" значительно уступают. И это за вчетверо большие деньги!!

Что же остается? Да, теоретически "Замволт" за счет своей незаметности получит определенное преимущество при выполнении неких самостоятельных задач. Но что это за задачи, и насколько они важны и типичны для американского флота? Воздействие на побережье противника посредством ударов "Томагавков" и 155-мм артиллерии? А то у американцев когда-то были с этим проблемы! Жахнуть по кому-нибудь. Не понадобилось им никаких "Замволтов", чтобы нанести удар по Сирии пару дней назад. Удивительно ли в свете вышесказанного, что серию сократили с 10 до трех единиц. И стандартным надводным боевым кораблем американского флота "Замволт" уже не станет.

Но позвольте, если строительство "Бёрков" прекращено, а "Замволт" так и не взлетит, чем же будет вооружаться американский флот? Ответа на этот вопрос ВМФ США на сегодняшний день не имеет. В качестве паллиатива возобновлено строительство "Бёрков". После пятилетнего перерыва первый из новой серии вошел в строй в этом году, а всего пока заказано 14 единиц. Не хочу сказать ничего плохого, "Арли Бёрк" остается и на сегодня прекрасным кораблем. Такое решение, как универсальные пусковые установки с вертикальным стартом ракет из контейнера, где они и хранятся позволяет безболезненно модернизировать корабли, просто принимая на их вооружение новые типы ракет. Например, такие, как новейшая Standard SM-6 или SM-3 Block IIa. Правда цены на них кусаются, и SM-6 обойдется в $4 млн. Такая ракета вряд ли сможет стать массовой. Некоторые китайские истребители, думаю, будут подешевле :).

И все же на сегодняшний день проекту уже 30 лет! Он морально устаревает и не отвечает современным требованиям по ряду параметров. Например, незаметности. Здесь европейские корабли типа "Горизонт" и английский "Дэринг" вырвались вперед.

С другой стороны, Китай стремительно прогрессирует. Ниже представлена диаграмма, отображающая вступление в строй новых надводных боевых кораблей в США и Китае начиная с 1990 года.

fships.png

Если кому-то тенденция не кажется очевидной, давайте сделаем еще одну диаграмму. Она будет отображать суммарное водоизмещение вступивших в строй кораблей. Чтобы нивелировать годовые колебания выберем временным периодом пятилетку. Заодно уберем четыре китайских эсминца русской постройки (проект 956). Мы ведь хотим сравнить именно возможности национальных судостроительных промышленностей Китая и США.

dratio.png

Как мы видим, Китай уже значительно опередил США как по количеству, так и по тоннажу вводимых в строй надводных единиц. Ситуация немыслимая на протяжении последних ста лет! И это я еще не включил сюда корветы типа 056/056A. Кораблики конечно небольшие – всего 1,500 тонн, но весьма "кусачие". По вооружению выглядят куда как посильнее, чем значительно более крупные LCS. Только за 2013-16 годы китайский флот пополнился как минимум 17 единицами. Так что при желании тоннаж построенных в Китае боевых кораблей за 2010-16 годы можно смело увеличить еще на 25 тыс. тонн.

Если посмотреть на находящиеся в стадии постройки и утвержденные корабли, то в США запланировано в ближайшие годы построить 14 эсминцев класса "Арли Бёрк" из которых 4 планируется ввести в строй в этом году, 2 эсминца класса "Замволт", 9 фактически корветов класса "Индепенденс" и столько же класса "Фридом". Китай планирует пополнить свой флот еще 10 эсминцами типа 052D из которых один уже вошел в строй в этом году, а четыре других проходят сдаточные испытания. Дальнейший прогресс китайских надводных сил связан с новейшими эсминцами типа 055. О них, благодаря традиционной скрытности китайцев, известно немного. Это будут 10-тысячетонные корабли, несущие в установках вертикального пуска по 128 ракет различного назначения. Три таких корабля уже находятся в стадии строительства. Кроме того, будет продолжена и постройка фрегатов типа 054A и 054A+. Как минимум два таких корабля должны вступить в строй в этом году. И это не считая более мелких единиц. Сравнивая количество планируемых к постройке единиц надо понимать, что для Китая это более краткосрочные и менее прозрачные планы. Ясно, что в ближайшие годы Китай ни в коей мере не намерен сбавлять обороты. Наоборот, он будет лишь наращивать усилия. Что касается США, то после застоя нескольких последних лет наблюдается некоторое оживление, несомненно связанное с китайской угрозой. Посмотрим насколько адекватный ответ смогут предложить американцы.

Скептики могут на все это возразить, что незачем смотреть на количество, когда по качеству Китай еще сильно отстает. Фактически новейшие и сильнейшие на сегодняшний день китайские эсминцы типа 052D являются причудливым конгломератом из русских пушек и ракет, голландских МЗАК, украинских турбин, немецких дизелей и так далее. И это было бы верно, если бы не одно "но". Эсминцы класса "Арли Бёрк", которые и сейчас представляют новейший и сильнейший компонент американских надводных сил, начали вступать в строй в 1991 году. Сильнейшими китайскими надводными кораблями на тот момент были эсминцы типа 051 "Люйда" водоизмещением 3,670 тонн, полностью морально устаревшие. По боевым возможностям они соответствовали западным фрегатам 60-х, если не 50-х годов.

luyda.jpg
Тип 051. С такими кораблями Китай должен был противостоять американским "Тикондерогам" и "Бёркам" четверть века назад.

Спустя три года после того, как в строй вступил головной "Арли Бёрк" китайский флот начал пополняться эсминцами проекта 052. Они имели водоизмещение 4,600 тонн и так же были далеки от совершенства. Хотя по сравнению с проектом 051 это и был гигантский шаг вперед, но на фоне американских "Бёрков" их просто не видно. Сегодня, спустя более, чем 20 лет, китайское кораблестроение добилось огромного прогресса. Их новейшие типы эсминцев вполне всерьез можно сравнивать с лучшими зарубежными аналогами, хотя это сравнение пока и не в пользу китайцев. Тогда как у американцев все те же "Бёрки". То есть и с качеством картина меняется в пользу Китая, хотя о достижении здесь паритета говорить конечно рано.

typ052d.jpg
…а с такими противостоит им же сейчас. Сильнейший на сегодня китайский боевой корабль тип 052D.

И тем не менее несмотря на все сказанное ожидать слома американского господства на море в ближайшей перспективе не приходится, поскольку мы рассмотрели лишь один компонент морской мощи – боевые надводные корабли. В остальных компонентах Китай отстает гораздо сильнее. Достаточно сказать, что по авианосцам соотношение сил 10 : 1 в пользу США, и при этом значительное превосходство в силе отдельных единиц. А это ключевой компонент морской мощи. Да и подводные силы Китая, хотя и достаточно многочисленные, состоят в основном из дизельных лодок. Зачастую устаревших. Что же касается атомных подводных лодок, то здесь Китай располагает лишь несколькими единицами, которые можно было бы считать хоть сколько-нибудь адекватными.

Однако даже и в этих секторах Китай делает очевидные успехи. После получения "Варяга" ставшего "Ляонином", на китайских верфях был заложен приблизительно аналогичный корабль типа 001A. Затем началось строительство авианосца типа 002. Он будет уже куда ближе к американским авианосцам. В частности, обладая катапультным стартом и посадкой на аэрофинишер, сможет использовать палубные самолеты ДРЛО. Против двух строящихся китайских авианосцев США имеют в постройке лишь один. Таким образом соотношение сил скоро изменится с 1 : 10 на 3 : 10. Приступил Китай и к строительству крупных амфибийных сил. Вслед за шестеркой ДТД типа 071 водоизмещением по 20 тыс. тонн, планируется приступить к строительству десантного вертолетоносца тип 075 водоизмещением около 40 тыс. тонн.

Поэтому представленная нами угроза морскому доминированию США носит долгосрочный и системный характер. А значение боевых надводных кораблей невозможно переоценить. Если достигнутые Китаем темпы строительства флота сохранятся и американцы кардинально не изменят ситуацию в сторону увеличения кораблестроения, рано или поздно господство США на море будет поколеблено. Что приведет к совершенно непредсказуемым изменениям политического климата. Поскольку в обозримой истории человечества никогда еще европейские/англо-саксонские народы не теряли контроль над мировым океаном.